Субсидиарная ответственность: как директору доказать свою добросовестность?

В 2018 году подано 5107 заявлений о привлечений к субсидиарной ответственности в рамках дел о банкротстве (сведения приведены по «Статистическому вестнику Федресурса»). При этом за тот же период удовлетворено судами 1631 заявление из ранее поданных. С учетом того, что количество поданных заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности год от года растет, вероятность привлечения к ответственности после подачи заявления составляет не менее одной трети.

Основания и порядок привлечения к субсидиарной ответственности отражены в главе III.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вступившей в силу с 29.07.2017 года.

Зачастую между подачей заявления о привлечении к субсидиарной ответственности и действиями, за которые эта ответственность может наступить, проходит много лет. В нашей практике есть заявления о привлечении к субсидиарной ответственности за действия, которые осуществлялись руководителями предприятий в 2010 – 2011 годах.

При этом по разным причинам эти заявления не могут быть оставлены без рассмотрения в связи с применением срока исковой давности.

Чаще всего к субсидиарной ответственности по долгам компании – банкрота привлекают бывших генеральных директоров. Как же директору защититься от этой ответственности?

Прежде всего, при защите себя от обвинений в том, что предприятие стало банкротом по причине действий или бездействия генерального директора ему нужно доказать свою добросовестность и разумность.

Действия, которые свидетельствуют о добросовестности и разумности директора при привлечении к субсидиарной ответственности во многом сходны с действиями, свидетельствующими о разумности и осмотрительности при выборе контрагентов, которые исследуются в рамках налоговых проверок, а именно:

  • мониторинг контрагентов на предмет их экономической и юридической стабильности, сбор досье на них;
  • подтверждение экономической обоснованности сделок, в том числе путем проведения независимой оценки, либо путем получения экономического (аудиторского) заключения;
  • составление наиболее полного акта о передаче документов последующему руководителю предприятия;
  • страхование гражданской ответственности;
  • создание собственного архива документов и корпоративной переписки на случай увольнения (в частности, такого рода документы помогают установить людей, реально принимавших корпоративные решения);
  • регулярная фиксация состояния бизнеса и подготовка документальных планов развития (выхода из кризиса).

Таким образом, полностью защититься от неожиданностей, конечно, нельзя, но количество «подстеленной соломки» позволит значительно снизить «жесткость падения».

11.08.2019
0304
Остались вопросы? Свяжитесь со мной
Нажимая на кнопку "Связаться", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
0404
Контакты
  • 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д.5, стр.1, оф.3
  • г. Москва, Большой Головин пер., д.3, стр. 2, 3 этаж
  • +7 (495) 749-2006
  • anna@nekhina.ru
  • Я в сети
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности